Каталог з/ч
Руководство по ремонту Чери Амулет                   

Эксплуатация   Обслуживание   Двигатель   Трансмиссия   Ходовая   Рулевое   Тормоза   Кузов   Электрика   Схемы

Дорожная ситуация. Как вы поступите?

Ситуация 1. Начавшийся снегопад сократил видимость на дороге до 400 м. На загородной трассе вы нагоняете грузовик, который движется со скоростью примерно 40 км/ч. Встречная полоса на всем просматриваемом расстоянии свободна. На спидометре вашего автомобиля — 70 км/ч. Как вы намерены поступить дальше?

А — не снижая скорости, обгоните грузовик, полагая, что расстояние видимости позволяет осуществить этот маневр безопасно.

Б — снизите скорость до 40 км/ч и откажетесь от обгона в данных условиях.

В — начнете обгон и будете готовы в случае возникновения опасности затормозить и вернуться на свою сторону.

Ситуация 2. Разъезжаясь со встречным тягачом, который везет негабаритный груз, вы вынуждены принять максимально вправо, и в результате правые колеса вашего автомобиля оказываются на заснеженной обочине. На расстоянии 40 м за тягачом движется грузовик, а дальше легковой автомобиль. В чем опасность такой- ситуации и как вы поступите?

А — сразу после разъезда с полуприцепом тягача резким движением рулевого колеса попытаетесь вывести автомобиль на дорогу.

Б — затормозите, чтобы автомобиль не затянуло дальше— на обочину и в кювет.

В — будете двигаться равномерно и прямолинейно до того момента, пока разъедетесь с легковым автомобилем.

Г — плавно остановитесь и не будете пытаться выехать на дорогу до тех пор, пока проедет легковой автомобиль.

Ситуация 3. Мороз. Вьюжит. По сухому асфальтовому шоссе метет поземка. Вы движетесь с разрешенной скоростью 90 км/ч и выезжаете из плотно обступившего дорогу леса на открытую местность. Есть ли уже в этом опасность и как вы поступите?

А — продолжите движение с прежней скоростью, но будете готовы к торможению в случае возникновения опасности.

В — плавно тормозя двигателем, еще до выезда на открытую местность снизите скорость до 60 км/ч и, если автомобиль будет вести себя так же, как и на «закрытом» участке, постепенно вновь увеличите скорость.

В — выедете на открытый участок дороги и будете двигаться по нему со скоростью не более 60 км/ч.

Г — при отклонении автомобиля от заданного направления постараетесь тут же вернуть его на прежний курс.

Ситуация 4. Проезжая часть улицы покрыта коркой льда. Скорость вашего автомобиля около 40 км/ч. В 60 м перед вами у тротуара остановился автомобиль. Вы приняли чуть левее, продолжая двигаться в прежнем темпе. Примерно в 20 м до автомобиля его водитель неожиданно открыл дверь. Как вы поступите?

А — притормозите, резко повернув руль влево.

Б — не меняя полосу движения, примените экстренное торможение.

В — постараетесь плавно объехать автомобиль, не тормозя и не «газуя».

Оценка принятых решений и комментарий специалистов

Ситуация 1. Оценки: А— 2, В — б. В — 3. Обгон всегда сопряжен с повышенной опасностью, а значит, с большей вероятностью ДТП. Сложность данной ситуации заключается в том, что принимать решение и действовать придется на ограниченном пространстве просматриваемой зоны, не зная, что делается за пределом видимости.

В данной обстановке для обгона грузовика потребуется около 190 м. и. кажется, предел видимости 400 м позволяет совершить обгон при разности скоростей 30 км/ч, даже в том случае, если в момент его начала появится встречный автомобиль. Но этим обстоятельством не стоит обольщаться. Дело в том, что скорость движения встречного транспорта визуально определить практически невозможно, и потому всегда лучше считать, что встречный автомобиль движется с максимально возможной в данных условиях скоростью. А это означает, что автомобили (ваш и встречный) будут сближаться с суммарной скоростью 140 км/ч. Следовательно, малейшая ошибка в оценке скорости своего, обгоняемого или встречного автомобиля, неточность с началом маневра или определением расстояния видимости — все это неминуемо приведет к реальной угрозе лобового столкновения, наиболее опасного. Так стоит ли рисковать и принимать решение А, основанное на столь ненадежном расчете? Не намного удачнее оказывается решение В. Причем наибольшему риску вы подвергаетесь в начальной стадии обгона. то есть до того, как поравняетесь с грузовиком. Если в этот момент появится встречный транспорт, то. как мы уже выяснили, придется отказаться от обгона, а торможение на дороге, покрытой снегом, создает реальную опасность заноса автомобиля.

Именно так все и произошло в реальной ситуации. Водитель «Москвича» почти поравнялся с обгоняемым грузовиком, когда увидел движущиеся навстречу «Жигули». Поняв, что маневр завершить не удастся, он притормозил, автомобиль занесло и выбросило в кювет. Так что наиболее верным и безопасным в данной ситуации будет решение Б.

Ситуация 2. Оценки: А — 2. Б — 2. В — 5. Г — 4. Опасность сложившейся ситуации в том, что после частичного выезда на обочину у левых и правых колес окажется разный коэффициент сцепления и из-за всякого рода возмущающих сил, возникающих в результате, например, изменения траектории движения, ил и тягового усилия на ведущих колесах, или поперечного уклона дороги, начинает действовать крутящий момент, который может привести к заносу автомобиля. Отсюда ясно, что надо постараться вернуть его на полотно Дороги. Контролировать машину в подобном положении не представляет особого труда, если, конечно. вы въехали на обочину, двигаясь с нормальной, отвечающей Правилам, а следовательно, и дорожным условиям скоростью. Гораздо сложнее для многих водителей, как показывает практика, научиться управлять своими нервами и эмоциями, которые нередко толкают их на необдуманные и поспешные действия. Так. в реально возникшей на дороге ситуации, испугавшись угрозы оказаться в кювете, водитель «Жигулей» резко повернул руль в сторону дороги, «дал газу», н автомобиль, как из пращи, выбросило на дорогу. Через мгновение он оказался на встречной полосе прямо перед грузовиком.

Не годится здесь и резкое торможение (решение Б), так как занос автомобиля в этом случае неизбежен. Плавная остановка с одновременным торможением двигателем (решение Г) возможна, но оправдана лишь в том случае, если на обочине глубокий снег или на встречной полосе скопилось много машин. В остальных случаях лучше все-таки не тормозить. а вести автомобиль равномерно аккуратно, выводя его на дорогу по возможно более плавной траектории (решение В).

Ситуация 3. Оценки: А — 2. В — 4. В — 5. Г — 2. «В ближайшие сутки ожидаются метели и снегопады с усилением ветра до 15—20, а в ряде районов до 25 метров в секунду...» Подобные сообщения встречаются в это время года довольно часто. Такой ветер (скорость 54. 72 и 90 км/ч соответственно) существенно влияет на характер движения автомобиля, причем в большей степени легкового.

Дело в том. что под действием бокового ветра шины в поперечном направлении деформируются (наибольшей эластичностью обладают «радиальные»), и водитель, пытаясь ликвидировать возникающее отклонение автомобиля, вынужден компенсировать это действие поворотом рулевого колеса. Если ветер ослабнет или изменится по направлению, шины после упругой деформации мгновенно восстановятся и автомобиль будет двигаться в ту сторону, куда были до этого повернуты колеса. За время реакции водителя при скорости 90 км/ч и силе ветра 15—20 м/с машина успеет сместиться в поперечном направлении на 1,5—2 м, что может привести к столкновению со встречным автомобилем или съезду с дороги. Именно такие ситуации чаще всего возникают при выходе дороги из лесного массива на открытое место, вблизи больших водоемов, на участках автострад, проходящих вдоль полей.

Увидев, что метет поземка или сильно волнуются кроны деревьев, необходимо заранее, еще до выхода на открытый участок, приготовиться к преодолению действия внешних сил: снизить скорость, взять покрепче рулевое колесо и внимательно следить за изменением в направлении движения автомобиля. Повышение скорости (решение Б) здесь так же опасно, как и стремление быстро вернуть автомобиль на прежнюю полосу движения от кромки дороги в сторону ее оси или от встречной полосы к обочине (решение Г). Это характерные ошибки, нередко приводящие к аварии. Необходимо сразу делать только такой маневр, который лишь прекращал бы снос автомобиля. А уж затем можно попытаться вернуть его в прежнее положение. Торможение в подобных ситуациях (решение А) столь же опасно, как и при движении на повороте. Оптимальным в данной обстановке будет, на наш взгляд, решение В. На скорости 60 км/ч увод автомобиля от заданного направления невелик и легко компенсируется. Однако не следует думать, что, установив контроль над ним, можно вновь увеличивать скорость: «в чистом поле» ветры гуляют где и как им заблагорассудится и внезапный их порыв может вновь создать критическую ситуацию.

Ситуация 4. Оценки: А — 2. В — 2. В — 5. Начнем с реального случая. Когда водитель «Жигулей» увидел, что у машины впереди распахнулась дверь, он испугался и поступил так. как сказано в решении А: инстинктивно дернул рулевое колесо влево и нажал на тормоз. Но автомобиль не пошел в сторону, а продолжал двигаться прямо, и авария все же произошла.

В обычных дорожных условиях подобный маневр не представлял бы опасности. Невысокая скорость и оставшееся до препятствия расстояние в 10 м (первые 10 м автомобиль прошел за время реакции водителя) свободно позволяли выполнить его без помех. Но на зимней дороге автомобиль ведет себя иначе. Как показали исследования, если на горизонтальной площадке, покрытой льдом, действовать рулевым колесом так же интенсивно, как летом в сухую погоду, передние колеса легко теряют силовое замыкание в зоне контакта шин с дорогой и автомобиль становится практически неуправляемым. При плавном же приложении усилия к рулю (решение В) автомобиль следует по намеченной траектории при очень малом боковом уводе шин или вообще без него. Хотя Правила дорожного движения и требуют в случае возникновения опасности принимать меры для снижения скорости, то есть тормозить, использование маневра для предотвращения происшествия в ряде случаев оказывается оправданным н не противоречит упомянутому выше требованию. В данной ситуации оставшихся 20 м все равно не хватало для полной остановки автомобиля со скорости 40 км/ч. Для этого требуется около 42 м. Кроме того, при экстренном торможении на ледяной поверхности автомобиль неизбежно занесет. Остается только действовать так. как рекомендовано в решении В. Вероятность избежать происшествия в этом случае будет наибольшей.